НОКО осуществляется по инициативе органов управления качеством образования любого уровня (муниципального, регионального, федерального), органов местного самоуправления, представителей общественных палат, физ или юрлиц, общественных объединений, граждан, которые вправе инициировать начало экспертной процедуры.
Независимая оценка качества образования проводится специальными организациями, требования для которых не установлены на законодательном уровне. Главное условие согласно ч. 3 ст. 95 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ — определить, по какому направлению осуществляется мониторинг. Если основываться на рекомендациях Минобрнауки, представленных в письме от 03.04.2015 № АП-512/02, то для реализации НОКО можно привлечь:
- Учреждения, специализирующиеся на оценке качества образования и находящиеся в ведении региональных или муниципальных органов управления образования.
- Некоммерческие организации, ведущие деятельность по социальному направлению.
- Коммерческие компании, которые уже имеют опыт реализации комплекса НОК ПО.
- Иные организации, тем или иным образом принимавшие участие в экспертных процедурах. Как правило, такие структуры располагают штатом квалифицированных специалистов, имеющих опыт проведения мониторинга качества учебно-воспитательных процессов.
Первоочередная задача проверяющих — независимая оценка качества условий осуществления образовательной деятельности (НОК УООД). Она предусматривает определение показателей по общим критериям, в их числе — доступность и открытость информационного пространства школы, комфортность условий для обучения, вежливость и доброжелательность как педагогов, так и непедагогических и административных работников, уровень удовлетворенности потребителей образовательных услуг, а также доступность составляющих образовательного комплекса для инвалидов. Все перечисленные условия закреплены приказом Минпросвещения от 13.03.2019 № 114 — в этом документе можно найти конкретизацию по каждому пункту. Так, условия обучения в школе будут признаны комфортными, если в учреждении есть интуитивно понятная навигация, свободный доступ к источникам питьевой воды и туалетным комнатам, обустроена зона ожидания или отдыха и осуществляется выполнение действующих санитарно-эпидемиологических предписаний.
Чтобы план независимой оценки качества образования был реализован в полной мере, и при этом было зафиксировано минимальное количество нарушений, руководителю ОУ в преддверии НОКО стоит еще раз проверить:
- Наличие всей необходимой информации о школе на информационных стендах в стенах учреждения. Полный перечень данных, обязательных к размещению, можно уточнить в ч. 2 ст. 29 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ.
- Перечень публичных данных, представленных на официальном сайте школы. Необходимый минимум включает телефон, электронную почту, точный адрес ОУ, раздел «Часто задаваемые вопросы», а также подключение электронного сервиса для быстрой обратной связи, автоматической подачи заявлений и записи на консультации. Эксперты обязательно проверят, предусмотрена ли на сайте техническая возможность для потребителя образовательных услуг, чтобы выразить свое мнение и рассказать об уровне удовлетворенности. Если на данный момент такой сервис отсутствует, «докрутите» анкету для опроса учеников и родителей или разместите гиперссылку на нее.
- Перечень показателей доступности школьной среды для детей с ОВЗ. Он обеспечивается за счет доступности школьной среды, возможности для перехода на дистанционное обучение и присутствием в штате школы специалистов соответствующего профиля.